[an error occurred while processing this directive]

TurSamara.ru

Логотип ТурСамара  
Главная Новости Журнал Клубы Проекты Мероприятия Форум
Наш Имидж

TurSamara.ru

Главная
Меню портала
Путевые заметки. Встреча с Ала-Арчёй.

Встреча с Ала-Арчёй. Путевые заметки о Киргизии.

В начале была мысль!- или, если хотите,- была идея. Потом было слово, и не одно, но началось всё с идеи: " А не поехать ли нам в Азию? Ведь уже лет двенадцать не были в азиатских горах."

Как потом выяснилось, идея пришла одновременно в несколько голов, вот только Азию каждый представлял по-своему, - для кого-то это Сайрам, для кого-то - Ала-Арча, а кому-то только Фаны. В августе 2001г. в ущелье Кара-Кообак на Алтае впервые прозвучало слово: "Ала-Арча!" Идея приняла форму.

"Ущелье речки Ала-Арча - одно из красивейших мест на Тянь-Шане, а главное, всего в 45км от столицы Кыргызстана, значит, с заброской проблем быть не должно,"- примерно так думалось нам всем, и это был весомый аргумент "за", но возникал ряд следующих вопросов:

Во-первых, как лучше (дешевле) добраться до Бишкека.

Во-вторых, отношение к русскоязычному населению. Это не секрет, что наблюдается массовый отток русскоговорящих из республик Средней Азии, и это настораживает.

В-третьих, что не говори, а Киргизия - это уже другое государство, и, чтобы попасть туда, надо, как минимум, пересечь две границы и четыре таможни, со всеми вытекающими последствиями.

В-четвертых, вопросы регистрации.

В-пятых, проблема обмена денег.

В-шестых, закупка продуктов и т.д.

Я думаю, что у любого нормального человека, решившего посетить иностранное государство с определёнными целями, возникает подобный ряд вопросов. Поэтому я решился поделиться своими впечатлениями от посещения Киргизии.

Если денег у вас предостаточно, то стоит только установить контакт с компанией "Аксай-Тревелл" или с компанией "Тянь-Шань - Тревелл" (сделать это можно и через Интернет), и, за соответствующую плату, большинство вопросов будет решено без малейшего усилия с вашей стороны. Но можно и самому попытаться решить все вопросы и сэкономить на этом.

Поезд 18 Москва-Бишкек ходит из Самары три раза в неделю,- понедельник, среда, пятница . (из Москвы соответственно - воскресенье, вторник, четверг). Цены могу назвать только от Самары (на 2004г. - прим редактора). Купе стоит 2200 рублей, плацкарт значительно дешевле, но есть ряд неудобств. После пересечения Российской границы плацкарт автоматически превращается в общий вагон, постоянно ходят люди, как в форме, так и в гражданской одежде, и проверяют то документы, то багаж, в надежде что-нибудь с вас поиметь. В купе вас проверяют только при пересечении границы.

Чтобы не было недоразумений на границе, документы должны быть оформлены соответствующим образом. Российский паспорт с указанием гражданства. (В настоящее время лучше будет, если вы оформите загранпаспорт. Вас пропустят и с российским паспортом, но печать вам тоже поставят на его страницах, и паспорт, таким образом, станет недействительным. - прим редактора). Если есть возможность, неплохо запастись документом из спорткомитета города или области, федерации туризма или альпинизма, что вы направляетесь в Киргизию с какой-либо важной спортивной миссией, для спортивных восхождений, соревнований. Что очень даже может помочь на таможне или при оформлении регистрационных документов в Бишкеке.

Если с вами едут несовершеннолетние, их документы должны быть оформлены соответствующим образом: паспорт или свидетельство о рождении и вкладыш о гражданстве, доверенность от родителей. а если едут без родителей, на имя того с кем едут, заверенная нотариусом. Если едут с одним родителем, то доверенность от другого. Будут в порядке документы, меньше проблем на границе.

Разного рода поездные чиновники и таможенные чины, видя огромные рюкзаки, любят задавать один и тот же вопрос: "А газ у вас есть? Если нет, то на чём же вы готовить собираетесь?" Если у вас есть газ, с вас возьмут штраф в размере 100р. за каждый баллон, при условии, что вы сами признаетесь в наличии газа. В противном случае чиновники грозятся вас обыскать и обещают большие неприятности, если найдут газ. Но это всё в плацкартном вагоне, в купе таких проблем у нас не возникало. Хотя мы ожидали подобный вопрос и подготовили ответ: "Мы готовим на примусе. Вот пустой примус, а бензин купим на месте". С бензином действительно в Киргизии проблем не было, думаю, можно и газом баллоны заправить на месте. Продавцы из магазина "Red fox" говорили, что у них в Бишкеке с газом проблем нет, а на будущий год, возможно, будут заправлять баллоны прямо в Ала-Арче. Так что в поезде можно показать пустой баллон, заявив, что газом заправляться будем на месте. Думаю, к пустому баллону претензий быть не должно.

На вокзале Бишкека возникают проблемы с деньгами, здесь за всё принимают плату сомами. Тут же находится и обменный пункт, но менять большую сумму рублей не спешите, здесь самый низкий обменный курс. Летом (2005 года - прим редактора) за 1 рубль давали 1,35 сом, когда в городе, в пяти минутах ходьбы от вокзала, курс обмена в среднем был 1,4 сом за 1 рубль. Большинство обменных пунктов открывается в 9 часов утра, но есть и работающие с 8 часов.

В городе, в некоторых кафе, принимают оплату и в рублях, хотя с опаской, а вот на рынке, в закусочных, это, по-видимому, в порядке вещей. В высокогорной зоне также принимают рубли, но по самому низкому курсу. При отъезде, если у вас остались деньги суверенной республики и нет возможности их обменять в обменном пункте, не расстраивайтесь понапрасну, вам их обменяют в поезде, где можно даже поторговаться.

Следующий вопрос - регистрация. Зарегистрироваться можно в паспортном отделе любого РОВД, стоит это 60 сом. Но если вы приехали в понедельник и отправляетесь в малонаселенный район, где о РОВД и не слышали, могут возникнуть проблемы, так как в Бишкеке в понедельник паспортный стол не работает - выходной. Этот вопрос мы решили, обратившись в местный ОВИР, объяснив там, что мы спортсмены и нам просто необходимо сегодня же подняться в высокогорье, при этом не нарушая законов суверенной республики. К нам отнеслись с пониманием, оказали помощь, позвонив в паспортный стол ближайшего РОВД, и через 15 минут мы получили необходимый документ. Некоторые решают этот вопрос проще, непосредственно в РОВД, но обходится это дороже.

Подняться в высокогорье, в район лагеря Ала-Арча, можно на общественном транспорте, на микро-автобусе, который отходит от Ошского базара, всего за 25 сом до Кашка-Су. Если на остановке автобусов вы спросите, как добраться до ущелья Ала-Арча, водители, да и простые прохожие покажут нужный транспорт. Доехав на микроавтобусе до шлагбаума ( въезд в национальный парк Ала-Арча ), у вас есть три возможности: первое - можно прогуляться вверх по ущелью пешком с грузом ( для акклиматизации полезно) каких-то 12 км; второе - можно договориться с водителем того самого автобуса, на котором вы ехали, за соответствующую плату (это ещё сомов 20-25 с человека); и третий вариант - договариваться с машиной на месте (это будет чуть дороже, до 50 сом с человека). Если у вас группа не менее шести человек, то кто-нибудь отправляется на базар, там договаривается с водителем, водитель забирает вашу группу прямо с вокзала и везёт в указанное место. Летом брали с машины 300 сом.

И есть ещё одна возможность добраться до лагеря. В семи минутах ходьбы от вокзала находится магазин "Red Fox", продавцы этого магазина с удовольствием окажут вам помощь. Над магазином находится офис фирмы "Аксай-тревелл", вам может повезти, - если идёт заброска клиентов наверх, то с ними подниметесь и вы. Здесь же можно договориться о ночлеге.

Продукты проще всего закупить в супермаркете "Plaza", цены там примерно такие же, как у нас в Самаре, только в сомах. Цена пакета риса в Самаре 22 рубля, в "Plaza" - 22 сома, такая же ситуация и с другими продуктами. Супермаркет находится недалеко от вокзала, можно свободно пройтись пешком.

В настоящее время Ала-Арча как спортивный лагерь не функционирует, здесь нет спасотряда, нет выпускающих, нет инструкторов. Весь богатый архив лагеря и документация по району сгорели во время пожара учебного корпуса. Но здесь живёт замечательный человек - Токтопов Шамиль. Официальная должность Шамиля - директор лагеря (или того, что осталось от лагеря), а это несколько уцелевших коттеджей, где за 100 сом в сутки можно снять комнату, в которой вполне могут разместиться шесть человек. Мечта Шамиля - восстановить лагерь, чтобы он функционировал как альпинистская база, со спасотрядом, с инструкторским составом, врачом, столовой и т.п. Чтобы народ мог приезжать как по путевкам, рассчитанным на определенную учебную программу, так и со своими индивидуальными планами. Мы рассказали Шамилю об альп-базе "Безенги" и её начальнике Али Анаеве, стараниями которого удалось сохранить "Безенги" как реально действующий альпинистский лагерь. "Вот тот человек, который мне нужен! Вот с кем я хотел бы поговорить! Его опыт мне без сомнения пригодился бы. Ведь примерно такой, как "Безенги", я и хочу "Ала-Арчу" сделать. Мне просто необходимо ехать в Нальчик и увидеться с Али!" - с какой-то восторженной решимостью заявил нам Шамиль. К сожалению, в спорткомитете Бишкека не разделяют мечты Шамиля Токтопова по восстановлению лагеря, а собственными силами, даже такие энтузиасты, как Шамиль и его семья, вряд ли справятся.

У Шамиля можно оставить на хранение часть вещей во время заброски в высокогорную зону (причём совершенно бесплатно, а в гостинице, построенной на месте домика КСС, с нас запросили по 100 сом за каждый рюкзак в сутки), заказать бензин для примуса. Здесь же можно приобрести альпинистскую литературу, в частности книгу описаний схем маршрутов на вершины данного района. Или же просто посидеть на веранде, выпить кружечку крепкого чая и поговорить с хорошим человеком. Через Шамиля можно заказать машину в Бишкек и попытаться решить ряд вопросов, которые частенько возникают при проведении альпинистских и туристских мероприятий.

На прощание Шамиль дал нам свой почтовый адрес и попросил: " Захотите ещё к нам приехать, и нужна будет помощь, заранее письмо напишите, чем смогу - помогу. И друзьям своим мой адрес сообщить можете". Эту просьбу я и выполняю.

Вот этот адрес: 720162 Республика Кыргызстан; Чуйская обл., Аламудунский р-н, с-о Байтик ул. Ала-Арча, д. 10; Токтопов Шамиль.

Ноябрь-Декабрь 2004 г.

PS. Статья была написана 2 года назад и, возможно, утеряла некоторую актуальность, в частности, та часть, что касается оформления заграндокументов. Но некоторые сведения, думаем, будут полезны.

Автор: Карлин Сергей

Новости

11-04-2009
Турклуб "Чемпион"

Открытые соревнования по технике передвижения по скалам подросткового туристического клуба «Чемпион» на естественном скальном рельефе.


 Положение...
 
10-04-2009
Vgora

Открытый Чемпионат Республики Татарстан по водному туризму (дистанция - водная) "Питрэч 2009".


 Положение...
 
15-03-2009
Vgora

Открытый чемпионат г.Самары по спасательным работам в зимних условиях.


 Положение...
 
28-02-2009
Горный клуб "Монолит"

Открытое Первенство г.о. Тольятти по альпинистскому троеборью г. Жигулевск


 Положение...
 
21-02-2009
Туристский клуб СГАУ

Oткрытоe первенстве туристского клуба Самарского Государственного Аэрокосмического Университета по технике альпинизма (соревнования двоек) "Морозко 2009"


 Положение...
 
20-02-2009

Соревнования по скалолазанию г. Тольятти.На скалодроме Центра физкультуры и спорта ОСКБ ОАО "АвтоВАЗ"


 Положение...
 
19-02-2009

Открытие историко-краеведческого музея "Самарская Лука". г. Жигулевск


 Пресс-релиз...
 
27-11-2007

Отчёт о поисковых работах на реке Кубань в октябре 2007г.


 Подробнее...
31-10-2007

Несчастный случай на реке Кубань. Май 2007г.


 Подробнее...
07-01-2007

Рождественский велокросс "Зима 2007"


 Подробнее...
24-12-2006

Елка в лесу


 Подробнее...
26-11-2006

Соревнования по турмногоборью, 2-ой и 3-ий класс.


Подробнее...
Перечень этапов, условия проведения
Отчет о проведении
22-11-2006

Общее собрание членов федерации туризма Самарской области.


29-10-2006

I Открытое Первенство турклуба СамГУ «Сварог» по туристскому многоборью.


Подробнее...
Условия проведения
Протокол результатов
Погода в регионе
ТурСамара(с). Основан 15 ноября 2006 года.
Администратор сайта admin@tursamara.ru
Webmaster webmaster@tursamara.ru
Литературный редактор editor@tursamara.ru